Мебельная мастерская ДРЕВО || Мебель ручной работы, резьба по дереву


 
Информация  резьба по дереву

Авторская резьба по дереву



Снаряжение: Резьба XI-XVIII вековРезьба XI-XVIII веков

Снаряжение: Инструмены для резьбы по деревуИнструмены для резьбы по дереву

Снаряжение: Заготовление древесиныЗаготовление древесины

Снаряжение: Обработка дереваОбработка дерева

Снаряжение: Резьба: ОрнаментРезьба: Орнамент

Снаряжение: Пороки дерева и древесиныПороки дерева и древесины

Снаряжение: Строение и основные свойства дерева и древесиныСтроение и основные свойства дерева и древесины

Снаряжение: Резьба по дереву.Резьба по дереву.

Снаряжение: История возникновения домовой резьбыИстория возникновения домовой резьбы

Снаряжение: Искусство резьбы по деревуИскусство резьбы по дереву

Снаряжение: Национальный вид искусства у народов РоссииНациональный вид искусства у народов России

Снаряжение: Авторская резьба по деревуАвторская резьба по дереву

Снаряжение: Контурная резьбаКонтурная резьба

Снаряжение: Рельефная резьбаРельефная резьба

Снаряжение: Кудринская резьбаКудринская резьба

Снаряжение: Плоско-рельефная и объемная резьбаПлоско-рельефная и объемная резьба

Снаряжение: Лучший материал для резьбыЛучший материал для резьбы

Снаряжение: Резьба по дереву в РоссииРезьба по дереву в России

Снаряжение: Резьба по дереву в русской архитектуреРезьба по дереву в русской архитектуре

Снаряжение: Художественная резьба по деревуХудожественная резьба по дереву

Снаряжение: Методы выполнения прорезной резьбы.Методы выполнения прорезной резьбы.


Любовь к резьбе по дереву была свойственна русскому человеку с языческих времен. Православие, как известно, запрещало скульптуру, полагая ее проявлением язычества, идолопоклонства. Но известная тяга к пластическому творчеству, к резьбе по дереву не угасала. Широко известна, например, домовая резьба, в которой декоративное дарование плотника, резчика проявлялось в традиционном убранстве северной русской избы. Предметный мир, окружавший северянина в прошлом, в большинстве выполнялся из дерева, и трудно назвать изделие (будь то деревянная посуда, прялки, мебель, сани и телеги, дуга и многое другое), которое бы не украшалось резьбой. В этой сфере народного искусства Севера за века истории были созданы подлинные шедевры художественного синтеза, когда гармоничное разрешение получали функциональная, конструктивная и художественная стороны изделий.

Церковные иконостасы с изысканными композициями, выполненными деревянной золоченой резьбой, и резными изображениями святых, без сомнения, являются шедеврами искусства северных резчиков по дереву и квалифицированных художников. Памятники деревянного зодчества, прожившие долгую жизнь в суровых условиях северного климата, сегодня нуждаются в особом внимании. Ответственный труд продления жизни старинных деревянных строений, наблюдение за их сохранностью для будущих поколений приняли на себя работники государственных и общественных органов охраны памятников, вологодские реставраторы. Бригады плотников, резчиков по дереву, кровельщиков из Вологодской реставрационной мастерской ведут работы в Вологде, Белозерске, Великом Устюге, Устюжне, Тотьме, Череповце и в сельской местности. В окрестностях Вологды (д. Семенково) создан архитектурно-этнографический музей Вологодской области. В экспозиции музея отражены исторические пути развития вологодского деревянного зодчества и его региональные особенности.

Не меньший интерес представляет и самобытное искусство деревянной резьбы, распространенное в народном быту.

На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды - на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения.

Если посуда требовала объемной пластики, то на предметах, форма которых обладала большими гладкими плоскостями, применяли способы плоской выемчатой резьбы. В виде скромных порезок или развитых орнаментальных композиций она украшала поверхности вальков для стирки белья, рубелей-катков для глажения холста, трепал для очистки льна, пряничных досок и прялок.

Большой интерес для изучения плоскорельефной избы представляют набивные и пряничные доски, широко распространенные на Севере. Пряничные доски  служили формой для "пряников печатных". Мастер вырезал в толще доски узор, который высоким рельефом отпечатывался в тесте пряника. На квадратных и прямоугольных, огромных размеров и миниатюрных пряничных формах помещались львы с кудрявыми гривами и оскаленной пастью, зорко глядящие человечьими глазами; длиннохвостые птицы, цветы-розетки, ягоды и плоды, простейшие геометрические мотивы в виде рядов ромбов и чешуек. Иногда мелкие изображения объединялись на одной доске, разделенной на квадратики. После выпечки пряник разрезали на дольки и дарили гостям к концу торжества. Такие пряники назывались "разгонными". Высокое мастерство в создании пряничных досок проявлялось не только в передаче орнаментального сюжета, но и приемах его исполнения. Сегодня вологодские резчики возрождает и резьбу пряничных досок, и само печение пряников, воспроизводя их древние кулинарные рецепты, а на его досках вновь оживают образы сказочных зверей и птиц.



 
© Мебельная мастерская ДРЕВО / masterdrevo.ru / 2004 г.
   +7 (915) 164 9602  
   заказы на изготовление мебели в Москве
альтруист