Мебельная мастерская ДРЕВО || Мебель ручной работы, резьба по дереву


 
Информация  резьба по дереву

Резьба: Орнамент



Снаряжение: Резьба XI-XVIII вековРезьба XI-XVIII веков

Снаряжение: Инструмены для резьбы по деревуИнструмены для резьбы по дереву

Снаряжение: Заготовление древесиныЗаготовление древесины

Снаряжение: Обработка дереваОбработка дерева

Снаряжение: Резьба: ОрнаментРезьба: Орнамент

Снаряжение: Пороки дерева и древесиныПороки дерева и древесины

Снаряжение: Строение и основные свойства дерева и древесиныСтроение и основные свойства дерева и древесины

Снаряжение: Резьба по дереву.Резьба по дереву.

Снаряжение: История возникновения домовой резьбыИстория возникновения домовой резьбы

Снаряжение: Искусство резьбы по деревуИскусство резьбы по дереву

Снаряжение: Национальный вид искусства у народов РоссииНациональный вид искусства у народов России

Снаряжение: Авторская резьба по деревуАвторская резьба по дереву

Снаряжение: Контурная резьбаКонтурная резьба

Снаряжение: Рельефная резьбаРельефная резьба

Снаряжение: Кудринская резьбаКудринская резьба

Снаряжение: Плоско-рельефная и объемная резьбаПлоско-рельефная и объемная резьба

Снаряжение: Лучший материал для резьбыЛучший материал для резьбы

Снаряжение: Резьба по дереву в РоссииРезьба по дереву в России

Снаряжение: Резьба по дереву в русской архитектуреРезьба по дереву в русской архитектуре

Снаряжение: Художественная резьба по деревуХудожественная резьба по дереву

Снаряжение: Методы выполнения прорезной резьбы.Методы выполнения прорезной резьбы.


Само слово "орнамент" произошло от латинского ornamentum, что переводится как "украшение". Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. При построении орнамента очень часто используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов.

Выбирая орнамент прежде всего следует учитывать назначение украшаемого предмета. Не последнюю роль играет также природная красота материала.

Издавна, создавая орнамент, человек пытался подражать формам живой природы, скопировать их. Каждой национальной культуре свойственна своя определенная система. Поэтому по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достигал на Руси. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее часто используемых мотивов является так называемая плетенка. Это могут быть различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов. Существует множество разновидностей орнамента. Рассмотрим некоторые из них. 1. По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета орнаменты делятся на:
  • ленточный (выполняется в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета. Ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называют каймой);
  • сетчатый (представляет собой сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность);
  • замкнутый (когда узор заполняет площадь определенной геометрической формы. Это может быть квадрат, ромб или треугольника).
2. По используемым мотивам орнамент может быть:
  • геометрическим (состоит из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром);
  • геральдическим (в нем используются знаки, символы, эмблемы или атрибуты искусства, войны и т. п.);
  • гротескным (это фантастическое сочетание декоративных мотивов);
  • зооморфным ( содержит в себе стилизованные фигуры животных и/или птиц. Причем фигуры могут быть как реальные, так и фантастические);
  • комбинированным (это комбинация различных мотивов. Например, может состоять из геометрических и растительных мотивов);
  • растительным (представляет собой стилизованные растительные формы).
Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы повторов одного или нескольких элементов. При этом очень важно правильно подобрать древесные породы, чтобы они хорошо сочетались. А также уделить особое внимание точности соединения отдельных элементов.

При создании орнамента следует прежде всего продумать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. Структура должна быть легко читаемой, композиционно организованной, в ней должны быть четко выделены главные и подчиненные части, определен уровень значимости отдельных частей. И только, когда этот первый этап выполнен, переходят к разработке характера деталей, определяют степень их контраста и способы достижения этого контраста. Контраст является наиболее характерной чертой построения орнамента, он позволяет выделить одни элементы на фоне других. Существует несколько способов достижения контраста: с помощью разности цвета, тона, путем сопоставления различных форм элементов.

При выполнении орнамента из квадратов и окружностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, причем направление волокон этих вставок должно совпадать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.

Выполнение геометрического орнамента из прямых и округлых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полос должно совпадать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений
  • одна к другой.

    При выполнение геометрического орнамента в круге сначала из фонового шпона вырезают круг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно, а затем по четыре, получая половинки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а в них врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

    Выполнение сетчатого орнамента требует большой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпон из пород древесины контрастных цветов. Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок. Это облегчает шлифовку после приклеивания к основе.

    Очень близок к геометрическому орнаменту по формам и технике выполнения стилизованный растительный орнамент. Очень часто применяется сочетание геометрических фигур с растительными элементами.

    При выполнении растительного орнамента очень важно правильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента, а также определиться с техническими приемами изготовления элементов.



  •  
    © Мебельная мастерская ДРЕВО / masterdrevo.ru / 2004 г.
       +7 (915) 164 9602  
       заказы на изготовление мебели в Москве
    альтруист